Просмотр данного обсуждения:
2 анонимных пользователей
Re: УКЕЭБОРИ - всплывающая резьба. |
||
---|---|---|
Местный житель
Зарегистрирован:
13/09/2006 12:03 Из: Краснодар
Група:
Зарегистрированные пользователи Сообщений:
294
|
По-вашему, удары недостаточно точны? Посмотрите на обыкновенную монету — она сделана одним ударом.
Отправлено: 21/06/2011 14:59
|
|
Перенос |
Re: УКЕЭБОРИ - всплывающая резьба. |
||
---|---|---|
Недавно подключившийся
Зарегистрирован:
08/12/2007 22:57 Група:
Зарегистрированные пользователи Сообщений:
9
|
Ух ты, как интересно!
Спасибо большое за статью! Папа мне на днях показал палочку идеально ровную и гладкую, как из-под токарного станка, но, с пупырышками, вот я и заинтересовалась - как так :). Вопрос (если его кто-то увидит, статье уже пару лет...) - а обязательно ли делать именно удары по дереву, нельзя ли как-то вдавливать рисунок, чтобы можно было его наносить точнее?
Отправлено: 13/06/2011 11:57
|
|
Перенос |
Re: УКЕЭБОРИ - всплывающая резьба. |
||
---|---|---|
Заглядывает
Зарегистрирован:
02/08/2006 20:15 Из: Israel, Holon
Група:
Зарегистрированные пользователи Сообщений:
28
|
Почему груша коричневая???
Отправлено: 06/08/2006 20:52
|
|
Перенос |
Анонимный
|
Re: УКЕЭБОРИ - всплывающая резьба. |
|
---|---|---|
Гость_Анонимный
|
Удивительно!
Спасибо за подробный рассказ, еще интересно какими инструментами пользуются мастера при такой миниатюрной работе?
Отправлено: 02/03/2006 18:05
|
|
Перенос |
УКЕЭБОРИ - всплывающая резьба. |
||
---|---|---|
Administrator
Зарегистрирован:
11/10/2003 20:28 Из: Narva, Estonia
Група:
Web-Мастеры Сообщений:
2781
|
Укеэбори – всплывающая резьба.
Присказка Техника «всплывающей резьбы» считается по большому счету утерянной. По крайней мере так пишут эксперты по нэцке. Древние мастера работали в этой технике и, согласно сведениям и сохранившимся работам, умели создать структуру поверхности листьев или птичьих перьев на поверхности деревянных изделий. В настоящее время (у меня есть возможность подержать в руках и внимательно рассмотреть современные работы мастеров нэцке) мне не встречалось работ, выполненных в этой технике. Причин этому может быть несколько. Во-первых, это скорее всего «мифология». Равно как школа Шаолиня, или дамасский булат – если техника считается «утерянной», то немногие предпринимают попытки восстановить эту технику. Во-вторых, это коммерциализация производства нэцке. Техника укэбори возможна только на деревянных изделиях. А понятно, что изделия из «благородной» кости (ivory) стоят существенно дороже просто за счет материала. Возиться с деревом без явной надежды на прибыль – не так уж весело. Наконец, как показал практика, при общем «простом» описании метода, возникает множество чисто технических нюансов, которые препятствовали, видимо, исполнению этого метода на практике. Самому мне по крайней мере понадобилось более десяти лет, чтобы взяться за восстановление методики в полную силу. И если само описание я прочитал еще лет десять назад (когда более-менее читал по японски), а первые эксперименты проделывал тоже очень давно, до законченного продукта дошел только сейчас. Постараюсь показать процесс с иллюстрацией. 1. Описание метода. На поверхности дерева выдавливаются или выбиваются углубления металлическим инструментом (штампом). Затем поверхность срезается до ровного слоя, на глубину углублений. Затем поверхность смачивается водой - на ней "всплывает" и остается навечно зафиксированной "резьба". (Позволил себе несколько дополнить рисунок горизонтальными "волокнами" для большей наглядности. Gagarin) Вот и все. Просто, как грабли. 2. Некоторые особенности реальной укэбори. Существуют несколько моментов, которые препятствуют получению "правильной" укэбори на реальном изделии. Это следующие факторы: - относительная хрупкость изделия (особенно при небольших размерах) - необходимость рассчитывать форму поверхности заранее, с учетом глубины "вмятин" - необходимость выдерживать не строгую перпендикулярность поверхности при воздействии - необходимость учитывать изменение глубины воздействия в зависимости от направления волокон изделия - необходимость избегать разрыва волокон на поверхности при воздействии (что приводит к некрасивым выкрашивающимся горбикам, портящим всю картину). Эти, каждый сам по себе не очень сложный, факторы в совокупности приводят к тому, что покрыть идентичной аккуратной укэбори изделия становится практически невозможным. Достаточно сказать, что на поверхности нецке размерами 4 на 2.5 см (!) без черенка мне пришлось нанести более сотни ударов. При этом за счет округлой поверхности встретились почти все возможные направления волокон. На Рис. 1 видна поверхность груши после того, как удары были сделаны и я срезал всю поверхность до ровной. Белые пятна - это следы ударного воздействия. Они возникают за счет смещения волокон древесины. Кстати, создается довольно занятный эффект "внутреннего свечения" как у карельской березы. Рис. 1. Поверхность после среза Что надо сделать, чтобы получить подобную поверхность. - инструмент, которым наносится ударное воздействие, должен быть ГЛАДКИМ. То есть не острым, а округлым, без каких-либо острых углов. получение "резких" граней возможно лишь до определенной степени. Но, как показывает изучение старинных нецке, именно это является особенностью укэбори. Ведь и прожилки на листе, и перья у птицы не "острые", а плавные. Тщательная полировка керна, которым я наносил удары, оказалась непростым делом. Подобрать кривизну так, чтобы волокна не рвались - это заняло около часа подгонки. В результате получилась близкая к овалу поверхность, дававшая хорошую ровную ямку. - можно наносить удары в несколько приемов, потому что один удар очень сложно правильно рассчитать. - необходимо строго выдерживать перпендикулярность к поверхности. Это сделать на самом деле сложно, потому что такую маленькую деталь нельзя зажимать в тисках, сложно удержать в руках (руки заняты молотком и керном) и вообще… Решение задачи - тряпочка-хваталка с кухни из пухлой плотной материи во много слоев, раздвинутые тиски, образующие ограничение (не зажимая плотно, так, чуть прижав) и нахождение каждый раз баланса при ударе + поправлять, если соскальзывает. Муторно, но по другому никак. Очень полезно для медитации. Нанесение ударов заняло как раз целый вечер (около трех часов чистого времени - не так уж много для вечности). Далее - очень важно: ни в коем случае срезать поверхность нельзя на кругах и круговых шкурках. Хотя это кажется наиболее удачным способом быстро получить требуемую чистую поверхность, круги и шкурки на большой скорости вращения обязательно "прожгут" поверхность дерева. Поэтому срезать можно только дримелом, бормашинками и шлифовать ручками до качества высокой полировки (см. рис. 1). Дело в том, что полировать уже "всплывшую" резьбу нельзя, поэтому зачистка должна быть "набело". Глубина удара должна быть везде одинакова для всех направлений волокон. Поэтому там, где волокна выходят перпендикулярно поверхности, бить приходится сильнее и прилагать больше усилий или ударов. Это важно, потому что практика показала, что независимо от направления волокон, высота всплытия определяется только глубиной ямки. Это очень важно. Также важно, чтобы не было потных и влажных рук, потому что даже небольшого количества влаги достаточно, чтобы начался процесс "всплытия" - что, конечно, сразу же приводит всю деталь в негодность. Наконец, если все это удалось, на несколько секунд опускаем в теплую чистую воду свою деталь, и тут же промокаем салфеточками, чтобы не потрескалась. Чума! Ураган! Прямо на глазах изделие покрывается прекрасными пупырышками. См. Рис. 2. Рис. 2. Всплывшая резьба. 3. Это не конец процесса. Несмотря на то, что резьба получена, финальная обработка заключается в тонировке (для подчеркивания резьбы) и полировке (руками, шерстяной тряпочкой, восково-скипидарно-зубной смесью). Мы вставляем червячка и тонируем нашу самшитовую (кто про самшит там что-то плохое говорил!!!) заготовочку, а затем монтируем все вместе и проходимся тряпочкой. См. Рис.3. Монтажная стадия изделия (подгонка червяка, кашалотовый зуб). Рис. 3. Подгонка червяка И, наконец, финальная стадия (см. Рис. 4.). Рис. 4. Финальная стадия Сборка. Укэбори по самшиту, червяк из кашалотового зуба, равно как и черенок. Высота в сборке 5.5 см. Диаметр около 3 см. Снято на почтовом конверте для масштаба. Итак, все просто. Только терпение и медитация! Mexican ® 2004 Еще добаление от автора. P.S. Это действительно мой материал. Более того, (это я уже хвастаюсь - люблю хвастаться :) - я, похоже, восстановил эту технику, потому что смутные описания ее есть, а вот вроде бы она считается утерянной. По кр. мере утверждения об этом я читал, а вот обратных доказательств - не видел. Если серьезно, то я надеюсь эту технику развивать, и уже приобрел некоторое даже оборудование. Но для сложных вещей еще работать и работать. По делу: конечно, можно и даже нужно размещать материал. Чем больше людей будут знать и экспериментировать - тем лучше! Я за открытость и сотрудничество между мастерами. Еще по делу: мои работки можно посмотреть на www.mexican2000.photofile.ru - а вот грушу из дерева, хвостик - тонированный клык кашалота, пупырышки в стиле "укэбори" я прилагаю. Это дерево, самшит (в переводе на англ. лучше писать boxwood - а то неприлично получается) - размер где-то 3.5-4 см, вставка "червяк" из белого зуба кашалота, хвостик тонирован по собственной технологии - тоже вставка. Вид с двух сторон. Это для иллюстрации материала. И последнее: думаю вот выставку организовать, если получится (ищу сейчас место и людей) - обязательно сообщу! Хочется приобщать людей к искусству и находить единомышленников. С большим уважением, Александр Дмитриев (mexican2000@mail.ru). Москва.
Отправлено: 20/02/2006 14:40
|
|
Перенос |
Вы можете просматривать темы.
Вы не можете начинать темы.
Вы не можете отвечать в теме.
Вы не можете редактировать свои сообщения.
Вы не можете удалять свои сообщения.
Вы не можете создавать опросы.
Вы не можете голосовать.
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям.
Вы не можете писать без одобрения сообщений.